Уважаемый Юрий Игнатьевич!

Единственно, в чем можно с вами согласиться: идея божественного вознаграждения за добродетель и божественного наказания за ее отсутствие годится только для человекообразной скотины.

Самый сильный удар по виртуальному бытию библейского \ иудаистского, мусульманского, христианского \ бога нанесли не физика и биология, а мораль и нравственность. Честным и мужественным были всегда отвратительны ⌠добро■ за конфетку и под страхом кнута. Отсюда и все извивы богословской мысли. ⌠Страх божий■ теперь трактуется как восхищение перед сложноьстью мироздания - а не восхитятся ею лишь невежда и дурак. честь и доблесть неверующего объясняются ⌠богом в душе его■ ( дихлофосом, что ли ,туда брызнуть?! ). В общем, кнут почти не про вас, а конфетка чудо как хороша!..

Трактуемое Вами бессмертие души (точнее, ее посмертное существование ) несет и другой порок старого боженьки. Если жизнь земная составляет 0,25х10-20 существования ⌠после■ какой смысл определять ею это ⌠после■? Все равно, что двойку за ⌠крючочки■ в первом классе посчитать пожизненной характеристикой. Снять это противоречие можно идеей реинкарнации - множества земных жизней бессмертной души. Но и этим немного выиграешь: после реинкарнации душа лишается памяти и живет заново, как первый раз...

Так что в духовном плане идея бессмертия души борцам мало что дает. А двуногих козлов 2000 лет стращали злобным мстительным боженькой - им все по барабану.

Природа, в отличие от библейского бога, честна со своими сзданиям. Напрасно вы обвиняете ее в навешивании людям ⌠первородного греха■ - животного начала.

Да, существуют пищевой, оборонительный и половой инстинкты. Есть еще и четвертый - ориентировочный. В поведении он проявляется в виде поисковой активности.

А вот ⌠инстинкта сохранения энергии■ (лени) - нет. Доказательством тому служит любой младенец. Если природа дала человеку лишь страсти жрать, спать и трахаться, то младенец находится в наилучших условиях для и х удовлетворения. ⌠Трахание■ его физически не беспокоит. Значит, насосался и спи себе, пока не придет время опорожниться. Однако, младенец следит глазами за движением вокруг него, сучит ногами, хватает руками, лопочет что-то. Схватив предмет, теребит его, кусает, бросает - по своим возможностям старается воздействовать на окружающий мир.

Можно пресечь его активность ⌠научным воспитанием■: пеленать, не брать на руки (⌠чтобы не баловать■), не разговаривать с ним (⌠все равно ничего не понимает■). Развивается госпитализм: отставание в развитии в такой степени, что двухлетние едва ходят, а пятилетние только начинают пытпться говорить. Выходит, жрать+спать гибельно даже для младенца.

Для взрослого человека ограничение поисковой активности мучительно и зачастую смертельно. Недаром самым суровым испытанием все революционеры считали одиночное заключение. Казалось бы, жри да спи ( только с ⌠траханием■ проблема, но половое воздержание способствует долголетию), а люди погибали без прямого физического насилия над ними.

Вывод: природа заложила в нас не лень, а стремление к действию. Откуда же тогда на земле появляются стада дебилов?

Дети запрограммированы стать взрослыми. Для этого им нужна не только пища, но и информация. Добыть ее можно исключительно действием. Дети торопятся вырасти (ведь детство - самый трудный и опасный период жизни) и потому стремятся действовать на пределе своих возможностей. Пятилетний заявляет:■Я могу поднять твой чемодан с инструментом!■ Десятилетний:■Я могу завести твою машину!■Казалось бы, с ростом возможностей должно расти стремление ко все более сложным действиям, Но тут над биологическим началом (поисковой активностью) начинает доминировать социальное (культура общества).

Поисковая активность входит в поведенческий комплекс, который можно условно назвать ⌠инстинктом сохранения вида■.

Простое размножение может привести к переполнению экологической ниши и вымиранию популяции. Для процветания необходимы: расширение ареала ( заселение новых подходящих территорий ) и интенсификация поведения ( выработка новых навыков жизнеобеспечения ). У высших животных максимальной поисковой активностью наделены молодые самки. Это понятно: самцу затруднительно передать новые навыки потомству, а заселить новую территорию вообще невозможно.

Характерно, что подавление и извращение поисковой активности у молодых женщин стало основой культуры классовых обществ.

Общества доклассового периода были устроены просто, и социализация ( включение подрастающих детей в жизнь общества ) проходила легко и естественно. В эпоху строительства Змиевых валов ребенок из какого-нибудь поселка на Роси хотел ковать железо - как отец, пахать поле - как мать, косить траву - как старшая секстра, ездить верхом - как старший брат. И с возрастом косил, пахал, ковал, а складывалась ситуация - шел на войну. И уж никому в голову не пришло бы мешать члену общины удовлетворять свои личные склонности: совершенствоваться в росписи посуды, стрельбе из лука или вовсе ⌠пойти туда - не знаю куда, поискать то - не знаю что■.

В обществах, где сложилось разделение мужского и женского труда, существовали своеобразные методы снятия противоречий между индивидуальными наклонностями и общественными правилами.

У ирокезов, например, мальчика не проявлявшего стремления к мужским занятиям, в определенную ночь вызывали в круг старейшин рода. При свете костра старейшины пели какую-нбудь женскую песню. Если мальчик начинал танцевать, его объявляли девочкой, вручали соответствующие орудия труда и украшения. Он становился женщиной на всю жизнь, с соответствующими правами и обязанностями. Кроме права выфйти замуж, естественно.

Также поступали с девочкой, не проявлявшей страсти к рубке дров и обработке земли. Провозглашенные мужчинами, такие иногда становились прославленными воинами и вождями.

С точки зрения нашей культуры этот метод может показаться странным и негуманным: как же, таких ⌠социальных трансвестов■ лишали права на ⌠любовь■. Но конфликты между стремлением к самореализации и общественным долгом не раздирали общество, как это случается в недрах ⌠христиансекой цивилизации■.

Три цвета, так безграмотно наляпаные на ⌠россиянском■ флаге, у арьев обозначали варны - возрастные классы. Красный цвет - молодежи, белый - стариков и синий - взрослых общинников. Определялись варны просто: еще не имеющие детей молоды, уже не могущие их иметь стары, остальные - взрослые. И переход от цвета к цвету (⌠варна■ и означает ⌠цвет■) совершался естественно. Молодежь охотилась, а при случае воевала (⌠Рудра■ - ⌠рыжий, красный■ - образ охотника). Взрослые члены рода или общины были пахарями, скотоводами, ремесленниками. Старики выполняли роль хранителей абстрактного знания: истории, законов, морали. Многозначительно положение белого цвета Наралоки между красной Сваргой и синей Паталой. Через знание и понимание связываются поколения. Со-знание \ глубоко понятое, усвоенное знание \ надежнее контролирует общественное поведение индивида, чем закон, полиция, тюрьма, виселица и прочее такое.

Работали и ⌠социальные корректоры■. Безбрачные любители пострелять-порубиться до физической старости оставались в варне молодых ( отсюда легенды об амазонках и долго существовавший закон полового воздержания для воинов ). Склонные к филолсофским размышлениям и поэзии ( а поэзия тогда была не лепетом о птичках и губках, а важной общественной деятельностью ) сразу переходили в белую варну стариков.

Знание - опыт общественный и личный. Но развитие - всегда преодоление опыта. Открывшие новое, особенно в областях абстрактного знания, провозглашались богами. Так поощрялась поисковая активность в архаичном мире бесклассовых обществ.

Все радикально изменилось с началом классообразования. Род деятельности стал пожизненно определяться происхождением. Чтобы хоть как-то реализовать свои наклонности, индивиду требовались героические усилия. Тогда и сложились сказки, как младший сын, Иванушка-дурачок, проходил огонь и воду, этот и■тот■ свет, чтобы стать Иваном-царевичем (⌠кшатрой■, воином!)...

Есть такой эксперимент: крысу сажают в клетку со множеством закоулков. Крыса - животное любопытное и шустрое. Она бегает туда-сюда, в каждом уголке шевелит усами... И тут неожиданно включают ток, подведенный к полу клетки. Без тока остается лишь маленькая площадка посередине, и крыса почти сразу ее находит. Хотя на этой площадке расположены кормушка и поилка, крыса то и дело пытается пуститься вновь обшаривать уголки. И получает по голым пяткам! Просидев пару суток на пятачке, она теряет аппетит, а потом заболевает.

Крыса - животное без фантазии. Человек в условиях запретительных щелчков со всех сторон способен броситься в иное измерение: запить, начать наркоманить, удапиться в религиозное неистовство или иначе сойти с ума.

Массовые психозы Средневековья и Возрождения - результат жесткого ограничения поисковой активности большинства населения.

В Новое время, в эпоху буржуазных революций поневоле часть запретов была снята. Буржуазии требовались рынки товаров и рабочей силы. Бешеные всплески иррациональной ярости пошли на спад - индивидов с повышенной активностью поглощали армии и колонии. Потом снова наступил кризис переполнения экологической ниши.

Борьба с ⌠инстинктом защиты вида■ силовыми методами явила свою бесполезность в середине Х1Х века. Но к тому времени уже сложились методы ⌠мягкой дрессировки■ индивидов. Если кнут не действует, можно применить конфетку. Через ⌠культуру■ вложить в сознание каждого человека понятия ⌠общечеловеческих ценностей■. Тем более, что человечество в массе своей уже наголодалось и натрудило горб. Значит, легко воспримет идеал жратвы от пуза и ⌠дольче ниенте■- сладостного безделья.А поисковую активность следует переориентировать на охоту за половыми партненрами.

Сытое ⌠дольче ниенте■ откристаллизовалось уже к Средневековью в христианско-мусульманский рай. К ХVII отлился в форму и простительный ⌠сладкий грех■. А наказание за этот грех на земле в виде государстывенного и ⌠после■ в виде божественного суда создавало илюзию препятствия, необходимого для удовлетворения поисковой активности. Если внимательно почитать мировую классику, можно довольно четко обозначить момент глобализации идеала ⌠жрать-спать-трахаться■- середина XVIII века. Древние идеалы героизма, патриотизма, высокого духа исчезли даже из сказок. А ярлычки ⌠честь■, ⌠мораль■, ⌠достоинство■ стали играть роль несложных препятствий на всеобщих скачках.

Чтобы долго и со вкусом реализовывать программу Ж-С-Т, надо, как минимум, быть живым. Значит - долой всякий риск, Впрочем,■живая собака лучше мертвого льва■ еще в Библии. А живая гусеница лучше мертвой собаки. На этой идее процветает вся современная ⌠гуманистическая ■ литература.

Мифические культурные герои создавали и улучшали мироздание для своего племени. Эпические витязи поднимали мечи за свою землю. У ветхого Адама классового общества нет ничего своего, кроме - по нисходящей - своей норки, своей самки, своих детенышей. Все это ему потребно, пока он жив. На тот свет ничего с собой не возьмешь - так не стоит туда торопиться...

Письменность существует с 3000 до нашей эры. Но тогда не было типографской индустрии. Каждый народ самостоятельно решал, какие слова сохранить в общей памяти, а какие с презрением забыть. При цивилизации общая память перешла в частные руки. Внушением занялись профессиональные жрецы, политики, учителя. Всех подряд они на высокие трибуны не пускали, определяя лично, кто имеет право говорить, и кого следует считать умным, А запретительная отцовская порка и охранительное материнское нашептывание вколачивали программу ⌠тихой жизни■ (Ж-С-Т) непосредственно в каждого.

Потом появилось телевидение. Нашептывание стало интенсивным и привлекательным - отчасти заменило и религию, и водку.

На короткое время программа Ж-С-Т была повергнута в СССР. В 20-30 годы были сняты практически все искусственные ограничения поисковой активности. Свободный выбор профессии и условия для овладения ею. Свободный выбор места жительства в пределах страны. Неограниченый доступ к технике ( вплоть до подталкивания особо нерешительных ). При заводах - аэроклубы, при школах - автокружки.

Первого мая по Красной площади проходит автоколонна с 10-12-летними водителями. Туризм - смотрите, какая обширная и великолепная страна досталась вам, молодежи, как интересно в ней жить. Спорт и военная подготовка - учитесь защищать себя и других... В те годы появился термин ⌠искания■ в смысле - поиск себя, способа полной самореализации. Поэзия, литература, кино словно родились заново, мтали молоды, энергичны и героичны. Ветхий Адам получил пинка под зад.

Даже не очень умные и дружественные к нам иностранцы тогда отмечали долгую юность советской молодежи, ее увлеченность наукой и техникой, отсутствие пошлости. И - стремление учиться.

Но учиться - значит воспринимать мысли предыдущих поколений. И воспринимать их от учителей, выросших в эпоху ветхого Адама.

Вслед за национализацией экономики в предвоенные годы была предпринята попытка ⌠национализировать■ культуру и историю - переоценить их с точки зрения победившего народа. Это делалось и в науке, и в литературе: создавались книги и фильмы о Петре 1, Суворове, Александре Невском. Богдане Хмельницком, Георгии Саакадзе. В плане были фильмы о Святославе Киевском, Дмитрии Донском и многих других. Не успели сделать...

На этом пути линией Маннергейма залегла ученая бюрократия. Ведь новые знания и научные принци\пы делали из почтенных мэтров заурядных пенсионеров. И эти мэтры исподволь, но беспощадно душили эти знания и принципы. Именно они соорудили систему ⌠культовых точек■ в виде музеев-квартир множества малоизвестных литераторов и прочих ⌠духовников■. А где культ, там нет места мысли.

Доказать легко. Поколение, судившее Онегина на уроках литературы, победило фашизм и дало по усам устроителям ⌠мира по-американски■. Поколение, заучившее ⌠Пушкин - наше все■, безразлично и даже с дурацкой радостью приняло ⌠перестройку■, а теперь с ишачьим терпением выносит на своей шкуре ⌠реформы■.

В науке тоже создавались культы: Эйнштейна, Менделя и пр. ⌠Научные школы■ становились жреческими коллегиями этих культов. Индивиды с пониженной поисковой активностью составляли штат этих коллегий. Ведь куда проще до самой пенсии за хорошую зарплату ⌠изучать■, кому тот же Пушкин посвятил стишок ⌠к К■, чем действительно добывать новые знания. Компилятивная бредятина вывела некого Лихачева в академики. Исследования русской дохристианской письменностит так и не пробились в школьные и даже институтские курсы.

Управленческую бюрократию неограниченность поисковой активности тоже не радовала. Помните фильм ⌠Светлый путь■? Сколько неприятностей доставила начальству одна общественно активная девчонка! И насколько ему было бы спокойнее, если бы эта девчонка искала не способы повышения производительности труда, а модную помаду, импортную мебель, престижного жениха...

Аккуратненько свернуть поисковую активность в русло ⌠тихой жизни■ помогали писатели. После 1958 года ⌠искания ⌠ заменили другими идеалами. С одной стороны ⌠освобождение от навязаного аскетизма и варварской идеи самопожертвования во имя далекого будущего■. То есть: жрать и трахаться. А для канализации поисковой активности предложены ⌠семейные ценности■, ⌠любовь■, ⌠растущее благосостояние■, а также (в основном для мужской части молодежи) ⌠карьера■ и разрешение безответственно балабонить на любые темы. Балабонство слушать, в общем-то, никто не собирался, но именовалось оно ⌠свободой мысли и слова■. Именно тогда и перекрутили смысл коммунизма.

В оригинале коммунизм - понятие предельно ясное. ⌠От каждого по способностям■ - самореализация каждого на благо общества без искусственных ограничений. Это - цель.

⌠Каждому - по потребностям■ - это уже средство, чтобы поиск простых средств для поддержания жизни ( на достигнутом обществом уровне благосостояния ) не отвлекал от высокой цели первой части формулы.

При Хрущеве цель и средства поменялись местами. Отчасти для спокойной жизни всяческой бюрократии, отчасти под давлением зарубежной пропаганды ⌠общества массового высокого потребления■. Отечественная интеллигенция страдала умственным провинциализмом, наверное, со времен крещения Руси. Исторически именно тогда все заграничное стало почитаться лучшим, чем свое собственное ( признак успешной идеологической интервенции ).

Хрущев, пожалуй, не так уж и заврался, обещая коммунизм к 1980 году. Набранных темпов развития хватало для удовлетворения потребностей по второй части формулы. Но цель и средство - диалектическое единство. Падение темпов произошло из-за неуклонного, хотя и ⌠мягкого■ переключения активности молодежи на Ж-С-Т.

Нынешней демократии любая осознанная активность - серпом по ее любимому месту. Через школу и средства массовой информации она канализируется в грандиозные тусовки под бубны, религию и, конечно, ⌠безопасный секс■. ⌠Опасный■, впрочем, тоже пригоден. На выращивание рожденного ребенка сейчас уйдет сил больше, чем на выживание на полюсе с коробкой спичек в кармане.

Но буржуи прут на рожон (что буквально значит ⌠лезут брюхом на острие копья■!). Их формула ⌠цивилизованного, гражданского и пр. общества■ противоречит одному из четырех основных инстинктов.

Если подумать, то любимый имидж Ж-С-Т-пропаганды: крутой кент в иномарке, в одной руке банка пива, под другой навороченая телка - тосклив до оскомины. И дело не только в малодостижимости его для большинства молодых по причине бедности. Имидж можно воспроизвести и дешевле. Скажем, вместо импортной банки - стакан самогона, телка попроще... Важно. что нормально развитому человеку это времяпровождение опротивеет со второго-третьего раза. Захочется другого, поинтереснее. А■другое■ просто неизвестно. Нет его в ⌠культурном поле■, как называют совокупность рекомендуемых представлений демки. И в ⌠цивилизованных, высокоразвитых■ странах происходят вспышки иррациональной. немотивированой на первый взгляд агрессии по типу монастырских психозов Возрождения.

Автоматическое оружие эффективнее д,артаньяновской шпажонки. Один сорвавшийся с тормозов индивид кладет десяток-полтора случайно попавших ему на мушку других индивидов. Но стреляет он в общество, которое даже не позволило ему задуматься, для чего жить на свете. Потом стреляет в себя, чтобы выбить некстати заработавшие мозги.

В 60-х годах хиппи писали себе на лбу ⌠Зачем?■ Они так и загнулись от наркотиков над своим вопросом. Теперешнее поколение спрашивает с оружием в руках, и не только в США, но и в ⌠Россиянии■.

⌠Жрать, спать, трахаться!■ - кричит в ответ всевозможная реклама. ⌠И любоваться собой, даже если ты шизик, бандюга. дрянь помойная,■ - нашептывают деятели искусства. ⌠Но ни в коем случае не рыпаться!■ - заключает классовое государство.

Но ⌠не рыпаться■ значит погибнуть не только как индивид, но и как вид ⌠человечество Земли■. Спасет ли нас ⌠инстинкт сохранения вида■, сказать трудно. Мои молодые товарищи внушают надежду. Они смогли распрямиться - смогут и другие. И танки вновь будут выламывать тюремные ворота в мировом масштабе.

Но когда мы свалим ⌠общечеловеческие ценности■ и ⌠мировое цивилизованное сообщество■, главным законом установим уголовную ответственность за введение запретов на любую общественно полезную творческую самореализацию.

 

Саблина И.В.

Тульская обл. г.Алексин













Rambler's Top100